Полезные советы, о том как обезопасить передачу денег при продаже квартиры

Какие есть способы передачи денег при продаже квартиры?

В сделках возмездного отчуждения недвижимости фигурируют крупные суммы, размер которых исчисляется сотнями тысяч и даже миллионами рублей. Поэтому при передаче денег при продаже квартиры или частного дома нужна осторожность и последовательность. И особенно на вторичном рынке, где в качестве продавцов и покупателей чаще всего выступают физические лица. Сегодня между ними применяются разные формы взаиморасчетов, а сотрудничество ведется напрямую или через посредников.

Наличные – худший вариант с точки зрения безопасности

По закону этот способ можно использовать только в тех случаях, когда цена сделки не превышает 600 тысяч рублей. Но даже в этом случае, такой вариант относительно приемлем лишь при высоком уровне доверия сторон друг к другу. Например, если таковые состоят в близкородственной связи.

Во всех других ситуациях оплата наличными сопряжена с высокими рисками остаться и без денег, и без квартиры. Полная предоплата до перехода права собственности опасна для покупателя внезапным отказом продавца от подписания документов в Росреестре. Обратный порядок рискован для продавца, ведь кто сможет гарантировать честность нового собственника? Кроме того, нельзя исключать и возможность посягательства на чужие деньги разных сомнительных личностей – мошенников, воров и грабителей.

Жизненные обстоятельства у всех индивидуальны. Бывает, что наличная форма – единственно возможный при конкретных условиях вариант. Для минимизации рисков стоит последовать рекомендациям специалистов:

  • Чересчур людных или слишком закрытых мест лучше избегать. В торговых центрах, кафе, ресторанах и на городских улицах всегда существует возможность нежелательного внимания посторонних. В домашней обстановке спокойнее, но предугадать поведение продавца и покупателя достаточно сложно: криминальные сводки нередко рассказывают о физических расправах во время передачи наличности при совершении различных сделок.
  • Передавать/получать деньги только под расписку, где зафиксировать назначение и размер платежа цифрами и прописью, указать паспортные данные, поставить личные подписи. При необходимости этот документ позволит потерпевшему доказать факт правонарушения в судебных инстанциях.
  • Пригласить свидетелей: сотрудников банка, риелторов, хороших знакомых или родных. Оптимально, если в роли гаранта выступит работник банковского учреждения, который проконтролирует процесс в стенах собственного офиса (к примеру, в переговорной). Тут все просто: финансисты дорожат своей репутацией, а потому обман становится маловероятен.

Механизм участия банка в передаче денег при продаже квартиры

Здесь возможны два пути – аренда индивидуальной сейфовой ячейки и аккредитив. Суть у них едина: покупатель передает сумму по договору купли-продажи банку, который ограничивает доступ продавца к средствам до момента оформления перехода прав собственности на имя покупателя. Разница в том, что в сейф после пересчета и проверки подлинности помещают банкноты, а на специально открытый под сделку счет (аккредитив) финансы перечисляются по безналичному методу.

На заметку. При аренде депозитарной ячейки проверка подлинности и пересчет купюр проводится опционально. Эту услугу одни банки предоставляют бесплатно, а другие – платно.

Независимо от выбранного варианта, оба хороши своей абсолютной безопасностью. Каждый из них позволяет доказать платежеспособность и серьезность намерений обеих сотрудничающих сторон. Общий минус в том, что за услуги банкиров приходится платить. Причем обслуживание аккредитива зачастую обходится дороже, чем ячейки. Хотя эксперты уверены, что в связи со спецификой российского рынка недвижимости безналичные переводы надежнее и удобнее, чем более консервативная и привычная гражданам альтернатива.

При работе с ячейкой точная стоимость зависит от объема сейфа и продолжительности аренды. В случае аккредитива цена определяется суммой сделки, но также сюда плюсуется базовая ставка (в Сбербанке 1000-5000 рублей + 0,2% от объема помещенных на счет средств).

Совет. Помощь банка в среднем нужна на 20-30 дней. Из них 10 уходит на совершение регистрационных действий, а остальные оставляются для удобства и на форс-мажор. 

Банку по сути все равно, кто из участников сделки будет оплачивать оказание услуг. Но на практике эти расходы обычно ложатся на плечи покупателя. И это вполне логично, ведь до завершения всех формальностей деньги официально принадлежат ему.

Хотя здесь все зависит от договоренностей и особенностей конкретной операции. К примеру, при продаже долевой собственности в роли продавца выступает несколько граждан, каждый из которых имеет право арендовать собственную ячейку либо открыть счет. Это делается для того, чтобы сособственники были уверены в правильном разделении всей суммы. Логично, что такое «распыление» невыгодно покупателю. Поэтому тратятся в таких случаях продавцы.

Передача денег через нотариуса

Такую возможность предусматривает ст. 327 ГК РФ и закон №457-ФЗ. Смысл здесь в том, что гарантом финансовой безопасности становится нотариус. Он принимает деньги от покупателя, направляет их на свой депозитарный счет, а по факту регистрации передает продавцу.

Это довольно удобная схема, ведь доступна любая форма расчетов, а все бюрократические вопросы решаются в одном месте. Но затраты будут больше чем при посредничестве банка. Сама услуга платная, плюс нотариусу нужно будет компенсировать расходы на оплату процентов за перевод средств между всеми видами счетов.

Чтобы не быть обманутым или даже обворованным, при совершении сделок с недвижимостью всегда пользуйтесь только безопасными методами передачи денежных средств!

Меню