Сфера гостеприимства в России активно развивается: переводя регионы на постиндустриальный тип экономики, местные власти стараются делать ставку на повышение их туристической привлекательности. Поэтому гостиничный бизнес в теории способен приносить хорошую прибыль. Аналитики и опытные отельеры считают, что на практике успех во-многом зависит от правильного выбора помещения под гостиницу.

Пара слов об официальной стороне вопроса

В апреле 2017 года в законную силу вступил нормативный акт - СП 257.1325800.2016. Необходимость в его разработке назрела давно, ведь даже общепринятое деление средств для временного размещения на категории по числу звезд было условным. Профессионалы отрасли замечают, что отсутствие четкой системы выступало сдерживающим фактором: какие доказательства качества обслуживания приводить в рекламе при столь субъективной оценке?

Новый документ регламентирует терминологию, классификацию, требования к участкам и зданиям под обустройство всех разновидностей средств размещения. Сегодня при подборе подходящего объекта соблюдение этого свода правил поможет минимизировать юридические риски гостиничного бизнеса. Однако есть нюанс: стандарт выдвигает немало требований, далеко не всякий действующий отель или гостиница могут им соответствовать в полной мере.

Арендовать или купить помещение под гостиницу?

Малым предприятиям с небольшим исходным капиталом думать особенно не приходится, ведь покупка целого здания со всей необходимой инфраструктурой – дорогое удовольствие. Тем не менее, для открытия респектабельных заведений на четыре и более звезд рекомендуется все-таки присмотреться к объявлениям о продаже объектов.

Причины лежат на поверхности. На организацию работы и оснащение люксовой гостиницы требуются миллионы рублей. Это слишком крупная сумма, чтобы позволить себе зависеть от обстоятельств или прихотей арендодателя. Собственник в любой момент может инициировать досрочное расторжение договора или отказаться пролонгировать договоренности по факту их истечения. Ничто не мешает ему и увеличить арендную ставку.

Но все-таки открытие фешенебельного отеля начинающими – редкость. Новички предпочитают начать свое дело с небольших форматов: мини-отелей, мини-мотелей или хостелов. Здесь вполне подойдут арендованные площади при условии их соответствия требованиям ГОСТ Р 54606-2011.

Идеально, если они и прежними арендаторами использовались для целей временного размещения постояльцев. В этом случае за юридическую и техническую сторону недвижимости можно особо не беспокоиться. Но если есть опасения, то стоит проконсультироваться о своих сомнениях у юриста.

Ключевые критерии выбора съемных пространств под малые средства размещения

  1. Юридический статус. В классическом варианте гостиницы располагают в нежилом фонде. Но с недавних пор в этом сегменте бизнеса появилось дополнительное направление – хостелы. Оно направлено на обслуживание малобюджетных туристов, которые готовы располагаться в местах с ограниченным набором сервисов. Требования к данному формату устанавливает норматив ГОСТ Р 56184-2014.

Специфика такого бизнеса породила стремление предпринимателей оборудовать средство размещения на базе жилых домов. Для хостельера это попросту удобнее, но власти неоднозначно относятся к проблеме. Дискуссии о допустимости использования квартир под хостел то вспыхивают, то угасают. Поскольку исход споров пока предугадать сложно, новичкам лучше остановить свой выбор на изначально нежилой недвижимости.

  1. Географическое расположение. Здесь отельер должен определиться относительно потребностей своей целевой аудитории. Допустим, для небольшого SPA-отеля больше подойдет вторая линия домов на оживленной улице в центральных локациях города. У хостелов есть серьезная привязка к местам пересадок общественного транспорта и вокзалам. Мини-гостиницы для временного размещения деловых туристов принесут больший доход, если будут расположены у крупных бизнес-центров и выставочных залов. Если заведение специализируется на приеме семейных граждан, то удачным будет местонахождение вблизи культурных достопримечательностей, рекреационных зон и аттракционов.
  2. Экстерьер здания. Арендатору стоит внимательно относится к фасадам объекта, который планируется снять. Стоит посмотреть на его облик глазом потенциального гостя: хочется остановится в этом месте или лучше пойти в соседнее? Хорошо, если строение будет иметь архитектурную подсветку. По статистике хорошо продуманное фасадное освещение повышает приток клиентов в среднем на треть.
  3. Число парковочных мест для личного автотранспорта. Это «гостированный» параметр, но в целом принято считать так: хотя бы половина постояльцев должна иметь возможность оставить машину недалеко от гостиницы. Если масштабы заведения позволяют прием экскурсионных групп, то обязательно должно быть место для стоянки автобуса.

На самом деле это лишь базовые пункты для выбора гостиничных помещений. Условия у каждого отельера свои: кому-то нужны благоустроенные площадки возле здания, для вторых принципиально наличие по соседству ресторанов и кафе, третьи оценивают состояние интерьеров.