У рядового гражданина, который в своей жизни участвовал не более чем в паре сделок с недвижимостью, понятие «эксклюзивный договор» вызывает ассоциации с чем-то привилегированным или особенным. Однако в риэлтерской практике этот термин трактуется немного в другом смысле: таким контрактом собственник или его доверенное лицо разрешает работать над продажей объекта недвижимого имущества только одному конкретному лицу. В этой роли обычно выступает агентство недвижимости в любой организационно-правовой форме.

Что означает сотрудничество по эксклюзивному договору?

Жестких требований к содержанию эксклюзивного договора нет: каждое уважающее себя агентство в России обладает собственным макетом данного документа. Но независимо от его формы и оформления соглашение несет смысл декларации обязательств исполнителя найти подходящего приобретателя на реализуемую клиентом недвижимость, поддерживать в дальнейшем на показах, организовать сделку и передачу сопутствующей документации в регистрационные органы. В свою очередь заказчик услуги обязуется:

  • не привлекать другие агентства недвижимости для совершения сделки продажи;
  • выполнять требования «своего» риэлтора в рамках заключенного с ним контракта;
  • обеспечить возможность демонстрации продаваемого имущества заинтересованным в покупке лицам;
  • явиться со всем комплектом документов в назначенный для совершения сделки день;
  • оплатить работу исполнителя, причем размер вознаграждения рассчитывается индивидуально и фиксируется в договоре.

В профильном бизнес-сообществе работа по эксклюзиву относится к категории прогрессивных практик, обеспечивающих прозрачные и взаимовыгодные условия взаимодействия между заказчиком и исполнителям. Эти достоинства становятся еще более актуальными в свете отсутствия в российском праве каких-либо специфических нормативных актов, регулирующих риэлтерскую деятельность. На деле заключение такого контракта становится гарантом цивилизованного формата общения в системе продавец – маклер – покупатель.

Почему работать с агентом по эксклюзиву выгодно?

Конкуренция между риэлторами высока, а оттого на первый взгляд может показаться, что «привязка» клиента к определенному агентству выгодна в первую очередь самому агентству. Однако такая позиция является дилетантской в силу ряда причин:

  • Договор – это гарантия получения оплаты за проделанную организационную и юридическую работу. Бесплатно выкладываться на благо клиента никому не хочется, а потому совершение сделок по эксклюзивам в приоритете у любой риэлтерской фирмы. Для продавца это оборачивается уверенностью в том, что именно его объект будет реализован быстро и дорого. Возможность получения большей суммы в этом случае объясняется просто: чем на более высокую цену риэлтор сможет договориться, тем больше денег он получит в итоге.
  • Передача функций по продаже недвижимости только одной организации исключает риск появления в базах недвижимости дублей. Такие повторы вредят опять же из-за высокой конкуренции агентов, которые в стремлении сбыть объект могут снижать его стоимость. В результате одновременной работы многих риэлторов с одной и той же квартирой ее цена неизбежно проседает, что невыгодно продавцу.
  • В последние годы усилились интеграционные процессы между агентствами, поэтому поиск покупателя традиционно начинается с общения с коллегами из других фирм. В этом случае наличие подписанного эксклюзивного договора выступает залогом выплаты части вознаграждения агенту, который сможет привести благонадежного покупателя. Косвенно это обстоятельство сказывается и быстроте и надежности совершения сделки.

А есть ли «подводные камни»?

Если в договоре прописано, что продан объект будет по максимально возможной цене, то это еще не гарантирует продавцу получение суммы выше среднерыночной стоимости. Тут нужно рассуждать здраво и исходить из характеристик недвижимости.

Особо выгодное расположение, отличная планировка или иные бонусы повышают ценник, однако не всякая квартира или дом могут похвастаться такими преимуществами. Поэтому даже при грамотном подходе к рекламной компании или использовании особых каналов сбыта продаваться такой среднестатистический объект не спешит. Если при этом заканчивается срок действия эксклюзива, то риэлтор для обеспечения своих обязательств перед заказчиком начнет снижать цену.

В такой ситуации имеет смысл пролонгировать договор, но иногда его лучше расторгнуть. Во втором случае нужно быть внимательным: некоторые фирмы оговаривают штрафные санкции для заказчиков, расторгающих соглашение прежде срока и в одностороннем порядке.

Выбирая фирму для сотрудничества в рамках эксклюзивного договора необходимо очень взвешенно подходить к оценке ее профессионализма и деловой репутации. Такой тип работы очень популярен в профильной среде, а потому уже перестал быть гарантом добросовестности.